Берeгите своих детей, -
Их за шaлости не ругайте !
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте !
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с реcничек родных скатились ! . .
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка ? -
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг ! -
Быть счастливыми поспешите !
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти, -
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети !
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе !
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться ! -
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться !
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться, -
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство !
Э. Асадов.
10 фраз, которые нужно говорить вместо «Перестань плакать!»
Многие из нас хоть раз говорили своему ребенку: «А ну, перестань плакать!» А вы знали, что этого делать нельзя? Сейчас мы вам расскажем, почему эта фраза относится к запрещенным и чем эти слова можно заменить.
Конечно, кто-то может отрицать, что произносил эту фразу. А как насчет этих?
Показать полностью…
• «Не выдумывай!»
• «Тс-с-с, на тебя все смотрят»
• «Прекрати этот шум прямо сейчас!»
• «Прекрати плакать, а то я покажу тебе, из-за чего действительно стоит плакать!»
Эти фразы приравниваются к «Перестань плакать!» и тоже крайне нежелательны в воспитании.
Почему они запрещены? Потому что каждый раз, когда мы игнорируем или подавляем чувства ребенка, мы делаем только хуже.
Детские эмоции вряд ли получится остановить, а не найдя выхода, они начнут расшатывать психику ребенка.
Чего нельзя делать, когда ребенок плачет
Переводить разговор на другую тему
Когда вы отвлекаете ребенка от его чувств, вы упускаете шанс помочь ему улучшить навыки управления эмоциями, которые понадобятся ему в будущем.
Вы также даете понять, что его чувства неважны или слишком тягостны для вас.
Детям необходимо знать, что вы способны понять и усмирить их эмоции, и тогда они сами научатся это делать.
Перевод на другую тему будет казаться очень неуважительным. Представьте, что вы только что излили душу своему другу, а он скажет: «О-о-о-о, посмотри на моего щеночка! Правда, красивый?» — или что-то другое совсем не в тему.
Вы сразу почувствуете себя ненужным, смущенным и вряд ли будете открываться этому человеку в будущем.
Наказывать
Наказания и вознаграждения не являются частью правильного воспитания.
Никогда не наказывайте, не угрожайте, не унижайте, не обвиняйте и не осуждайте ребенка за его чувства!
Использовать «но»
Когда вы эмоционально поддерживаете ребенка, воздерживайтесь от разных «но». «Ты расстроен, потому что хотел взять еще один кусок торта, но тебе все равно нельзя этого сделать».
«Но» признает недействительным все, что было сказано ранее. Не нужно этого делать. Сочувствия будет достаточно.
Задавать много вопросов
Когда ваш ребенок полон непреодолимых чувств, он не способен генерировать ответы на множество вопросов.
Сначала успокойте ребенка, а затем начните расспрашивать.
Говорить «все хорошо!»
Люди желают только добра, говоря «все хорошо», «ты будешь в порядке», «тс-с-с», но дело в том, что ваш ребенок сейчас не в порядке. Ему нехорошо, хотя вы и пытаетесь вселить в него надежду. Может показаться, будто вы преуменьшаете важность его чувств.
Простое «плакать – это нормально» будет лучшим вариантом.
Устанавливать временные рамки
Не используйте сочувствие в качестве техники, чтобы полностью остановить плач ребенка. Это не главная цель! Самое важное – дать ребенку почувствовать себя услышанным, понятым и нужным.
Это может занять время, особенно если ранее его чувства не особо принимались во внимание.
Не пытайтесь успокаивать ребенка на протяжении пяти минут, чтобы потом сказать «это не работает», потому что он еще не перестал плакать.
Сочувствие – это не техника контроля, а способ понять и поддержать ребенка.
Когда в следующий раз ваш ребенок будет испытывать сильное чувство, вспомните эти фразы и произнесите их с долей сочувствия и понимания. Потому что дети заслуживают этого. Чувства – это не то, чего нужно избегать, а способ сближения.
Чтобы лучше понять вышесказанное, следует осознать эти две вещи:
• Плакать – это полезно. Это здоровый и необходимый для детей способ выражения чувств. Приказывая им прекратить плакать, мы посылаем сообщение, что их чувства нам не важны, глупы и неприятны. Если мы хотим, чтобы наши дети научились управлять своими эмоциями, доверять нам свои проблемы и чувства, то нельзя запрещать детям плакать.
• Плакать – это не стыдно. По какой бы причине ребенок не плакал, для него это важно. Это может показаться незначительным для вас, но у малыша еще незрелое видение мира.
Часто мамы не позволяют детям плакать на публике, потому что боятся реакции и осуждения со стороны окружающих. Но давайте не будем учить детей заглушать свои чувства. Постепенно они изучат правила, принятые в обществе, и научатся управлять своими эмоциями. Однако мы должны обязательно поддерживать развитие их «регулятора эмоций» с помощью сочувствия и поддержки.
Со всей серьезностью слушайте все, что говорит вам ребенок.
Если вы не будете прислушиваться к нему, пока он маленький, он не будет делиться с вами секретами, когда вырастет.
10 фраз, которыми можно заменить «Перестань плакать!»
Даже если вы знаете, что не должны говорить ребенку «А ну, перестань плакать!», сложно вообще никак не отреагировать. Вы чувствуете, что должны что-то сделать, но не знаете, что именно.
Итак, что вы можете сказать? Вот несколько идей!
1. Быть грустным – это нормально.
2. Тебе действительно нелегко!
3. Я всегда буду рядом.
4. Расскажи мне об этом!
5. Я слышу тебя.
6. Это и правда было очень страшно/неприятно/грустно…
7. Я помогу тебе с этим справиться.
8. Слушаю тебя.
9. Я понимаю, что тебе нужно подумать. Знай, что я всегда с тобой. Я буду рядом, и ты можешь прийти, когда будешь готов.
10. То, что произошло, кажется несправедливым.
На самом деле вы можете и не говорить ничего! Просто обнимите малыша и побудьте рядом с ним
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ НА «ОТЛИЧНО»
К 1 сентября дети уже имеют представление о том, как будет проходить учеба, а с некоторыми будущими одноклассниками они уже давно подружились на подготовительных занятиях. Родители довольны проделанным трудом, а что думают сами дети? И что делать, если будущий школьник уже не хочет идти в первый класс?
Положительные эмоции
Независимо от того, каковы были успехи будущего первоклашки в подготовительном классе, начало учебы в школе должно быть сопряжено только с положительными эмоциями. Придумайте вместе с ребенком особые ритуалы, которые сгладят переход на более строгий школьный режим: например, делайте ребенку по вечерам успокаивающую хвойную ванну или готовьте стакан теплого напитка из взбитого в блендере молока с бананом. Или, наоборот, создайте рецепт бодрящего свежевыжатого сока, который он будет выпивать по утрам. Если его обычный режим дня сильно отличается от школьного расписания, то такую репетицию лучше начать за 2 недели до начала занятий.
Обязательно возьмите ребенка в магазин за школьными принадлежностями. Пусть он сам выберет карандаши, линейки, альбомы. А вы лишь деликатно поможете ему сориентироваться. Список необходимых канцтоваров (в разных школах они различаются) можно взять у учителя – ведь у педагогов бывают особые требования к пеналам и тетрадкам.
Если ваш ребенок еще до начала занятий выражает тревогу, боязнь или нежелание идти в школу, то стоит проконсультироваться с педагогом или психологом о причинах его страхов. Возможно, ему просто не хватает вашего одобрения и похвалы, чтобы быть уверенным в своих силах.
Позаботьтесь о здоровье вместе
Тенденция последних лет такова, что здоровых школьников с каждым годом становится все меньше. Среди самых распространенных патологий, развивающихся за годы учебы – гастрит, миопия (близорукость) и нарушения осанки. Правильно организованное «рабочее место» ребенка дома – это действительно важно! Не позволяйте ребенку делать домашние задания в той же обстановке, в которой он привык играть – при недостаточном освещении, лежа на диване, на полу и т.д.
Встречи с инфекциями не избежать
С началом школьных занятий круг контактов ребенка резко расширится, что увеличивает риск заражения различными инфекциями (респираторными, бактериальными, паразитарными). Это не повод для паники, ведь речь идет о естественном процессе формирования иммунитета, через который проходит буквально каждый челове
Разрешайте ребенку поболеть дома
Очень часто родители, боясь «вырастить двоечника» или не имея возможности взять больничный, отправляют ребенка в школу даже с первыми симптомами вирусной инфекции. Не повторяйте эту ошибку – вирусные инфекции в течение года встретятся вам еще не раз, а вынуждая ребенка переносить их «на ногах», вы подорвете его иммунитет.
Школьник остается ребенком
Учеба ребенка в школе надолго изменит уклад во всей вашей семье. Но не спешите сразу навязывать ему роль идеального ученика и, тем более, записывать его в «кружки» или группу продленного дня. Ваш первоклашка – тот же ребенок, которому нужно спать не менее 11 часов в сутки и проводить 3-4 часа в подвижных играх на свежем воздухе. Поэтому в первый год учебы от дополнительных занятий лучше воздержаться или свести их число к минимуму.
Как быстро выучить состав числа
От учеников начальной школы требуется отлично уметь считать устно. Для успешного освоения курса математики надо постараться еще до школы выучить с ребенком состав чисел.
Вам понадобится
· - счетные палочки;
· - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты)
· - самодельные учебные пособия - числовые домики или карточки.
Инструкция1
Постарайтесь объяснить ребенку разность между числами и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть семнадцать яблок, объясните, что 17 — это число, количество, а его составляют цифры — 1 и 7. Уберите десять яблок, у вас останется семь. Поясните ребенку, что количество яблок стало семь и это выражает цифра 7. Семь можно разложить и на другие цифры — 1, 2, 3 и так далее.2
Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки — две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, составляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку — вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка — это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.3
Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики — многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры. Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин-число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, что помочь ребенку «расселить» жильцов.4
К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек — отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть — это пять и один. Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 — итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.5
Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, если в вашей семье — трое человек, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку. Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье трое человек. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки. Следовательно, одна и две тарелки составляют три тарелки. Изготовьте карточки с составами разных чисел и просматривайте их с ребенком.
ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Дети всегда верят в то, что заслуживают того, как мы с ними обращаемся!
Если мы относимся к детям с любовью, то они уверены в том, что мы их любим. Если мы обращаемся с ними плохо, то они убеждены, что заслуживают это. Дети, с которыми обходятся не как с ценными и нужными людьми, считают, что с ними что-то не так. Они верят в то, что "это из-за них", и не предполагают, что что-то может быть неправильным в обращении с ними. То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства.
Даровать детям корни и крылья
Даровать корни - это значит передать ребенку чувство здорового самоуважения, которое является коренным убеждением в том, что потребности данного человека важны и он заслуживает, чтобы с ним обращались с любовью и уважением. Мы передаем детям дар корней и надежную взаимосвязь, когда тратим достаточно времени на установление с ними тесного душевного контакта, сообщая тем самым, что они достойны любви. Когда мы обращаемся с малышами с любовью, они учатся любить себя и других.
Даровать крылья - значит передать ребенку здоровое чувство собственного достоинства, которое представляет собой уверенность человека в том, что он способный, знающий, что его ценят другие. Мы дарим детям крылья, позволяя им делать то, что делаем мы, и обеспечивая их благоприятными возможностями, чтобы они могли проявить способности и чувствовать свою востребованность. Когда мы показываем ребенку, что ценим его, он учится ценить себя и других.
Корни здоровой самооценки: наполнение чаши любви
У детей имеется не только чаша, где накапливаются обиды, но также и бак с эмоциональным горючим, или чаша любви, в которой хранятся внимание, душевная взаимосвязь и забота, получаемая от людей, которых они любят.
Удовлетворение эмоциональной потребности ребенка в прочной взаимосвязи посредством наполнения его чаши любви так же важно, как и удовлетворение его физической потребности в пище. Взрослые, которые тратят время на наполнение чаши любви малыша, используют эффективный метод родительского воспитания. Как мы знаем, испытывая голод, ребенок капризничает. Но он становится капризным и тогда, когда его чаша любви опустошается, поскольку сгорает эмоциональное горючее. В большинстве случаев скверное поведение детей объясняется либо выплескиванием эмоциональной боли, когда чаша обид переполняется, либо когда в процесс общения поступает сигнал о недостатке душевного контакта - опустевшей чаше любви.
1. Наполнение чаши любви посредством игры
Активная игра с детьми - самый действенный метод, который позволяет нам устанавливать прочную взаимосвязь и наполнять их чашу любви. К сожалению, те игры, которые нравятся детям, родители недолюбливают. Это активные игры - в догонялки, прятки, "скачки на пони" и катание по полу, что вызывает у детей безудержный смех и радость, поэтому они просят поиграть с ними еще и еще. Такого рода игры эмоционально сближают.
Осознав на собственном опыте ценность активных игр и постоянно слыша взволнованные рассказы родителей об их экспериментах в этой области, я стала смотреть на игру как на одну из самых важных стратегий, с помощью которых мы устанавливаем взаимосвязь с нашими детьми. Игра - это их язык. Как указывает Лоуренс Дж. Кохен, автор книги "Воспитание посредством игры" ("Playful Parenting"), дети уже знают, как использовать игру для исцеления своих обид и установления доверительных отношений. Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка не только во внимании, но и в телесном контакте и глубокой душевной взаимосвязи.
Помогите ребенку сохранить уверенность, отведя себе второстепенную роль в какой-нибудь игре, а ему предоставив главную роль. Наиболее точной иллюстрацией того, как дети видят нас, является игра "дочки-матери", где мы притворяемся детьми, а они играют нашу роль. Малыши получают огромное удовольствие, заставляя нас чистить зубы и запрещая прыгать на кровати. И чем больше мы умоляем их позволить нам вести себя так, как нам хочется, тем веселее они смеются.
Почаще смейтесь вместе со своими детьми. Это очень эффективный способ создать прочную взаимосвязь. Малышам нравится дурачиться, и они часто пытаются таким образом установить контакт, когда им требуется дополнительное наполнение чаши любви. Вместо того чтобы препятствовать этому, мы сами можем выступать инициаторами, чтобы повеселиться или хотя бы присоединиться к их баловству. Мы можем направить силовую борьбу в другую сторону, прикинувшись глупыми, вместо того чтобы принимать начальственный тон. Когда дети смеются над нашей глупостью, они, помимо всего, восстанавливают заново душевный контакт и наполняют свою чашу любви.
2. Наполнение чаши любви посредством общения с ребенком один на один
Мы высококачественно проводим время с детьми, когда играем вместе с ними, скажем, на семейном пикнике. Однако время установления тесного контакта один на один - взаимодействие совсем иного рода. Это время имеет решающее значение для поддержания взаимосвязи с ребенком при любых близких отношениях. Так же как супружеской паре требуется время, чтобы побыть наедине и упрочить взаимоотношения, детям тоже нужно время, чтобы насладиться обществом людей, которых они любят.
Если регулярно уделять какое-то время ребенку, оставаясь с ним один на один, то это поможет создать тесную взаимосвязь. Одна мама поделилась со мной своим методом построения этой связи. Она превратила еженедельное посещение универсама в полезное время для общения с ребенком наедине. Малыш помогает ей делать покупки, а затем, по дороге домой, она выделяет какое-то время на установление более тесного контакта с ним. А один папа рассказал, как он проводит время наедине со своими детьми, назначая им "свидание", которое проходит в форме "выезда на чашечку кофе".
Чем вы будете заниматься с ребенком во время установления контакта один на один, зависит от его возраста и интересов. Чем больше времени мы проводим вместе, тем больше узнаем друг о друге. А значит, лучше осуществляем свою задачу по наполнению чаши любви своего ребенка. Это время можно проводить по-разному, главное, чтобы дети получили удовольствие, чувствовали, что им с радостью уделяют внимание, что их принимают такими, какие они есть, их любят, - и их чаша любви будет наполняться.
Многие дети воспринимают время, которое они проводят наедине с кем-то из взрослых, как "особенное". Но оно не должно предоставляться в качестве вознаграждения за хорошее поведение, равно как и не должно быть наказанием за плохое поведение. Детям это время для установления взаимосвязи необходимо в такой же степени, как потребность в еде и сне.
Детям нравится, когда мы даем этому "особенному" времени, проводимому вместе, какое-нибудь название. Ведь и имя вашего ребенка особенное. Мы с внучкой, например, называем время, которое проводим с ней вдвоем, "время Мэгги". Дети совсем по-другому начинают относиться к взаимодействию со взрослыми. Вместо того чтобы "сообщать" о своей потребности во взаимосвязи посредством "сбоев" в поведении, они могут использовать какое-нибудь слово.
3. Ежедневное наполнение чаши любви
У каждого из нас есть близкие друзья и члены семьи, с которыми установилась прочная взаимосвязь. И неважно, как долго мы не видели друг друга; мы всегда можем вспомнить, на чем остановились, когда в последний раз были вместе. Эти отношения формировались на протяжении многих лет, когда мы искренне делились друг с другом своими переживаниями.
В отличие от взаимосвязи взрослых, детские связи еще только формируются. Детям недостаточно просто знать, что мы их любим. Им нужно чувствовать, что между ними и нами есть душевная близость. Если маленький ребенок полгода не видит бабушку - неважно, насколько близким и теплым был их контакт во время последнего визита, - то потребуется определенное время на то, чтобы восстановить эту связь, а также доверие и близость. Детям необходимы ежедневные дозы близости и взаимодействия, чтобы построить и поддерживать надежную взаимосвязь.
Дети подобны батарейкам, которым требуется постоянная подзарядка, а люди, с которыми они связаны, выполняют функцию зарядных устройств. Чем младше ребенок, тем чаще он нуждается в подтверждении связи с родителями. Понаблюдав за малышом, едва научившимся ходить, вы заметите, что даже во время игры он часто подбегает к родителям, чтобы проверить, на месте ли они, "подзарядиться" от их близости. У ребенка постарше эта потребность возникает реже, но он тоже не может без этого обойтись.
Дети пополняют свое эмоциональное горючее в течение всего дня. И чем больший стресс испытывает ребенок, тем больше эмоционального топлива он расходует. Точно так же как мы каждый день даем детям пищу, мы каждый день заново наполняем их чашу любви эмоциональным горючим. Ведь вы не скажете ребенку: "У нас сегодня нет времени, чтобы поесть, но зато в субботу мы будем есть целый день".
Еженедельно выделяемое время на общение один на один способствует установлению душевной близости.
4. Наполнение чаши любви с помощью ритуалов
Другим способом создания взаимосвязи с детьми являются ритуалы. В своей книге "Мне нравятся твои ритуалы" ("I Love You Rituals") Бекки Бейли учит родителей обеспечивать детей ежедневными "дозами близости" посредством привычных ритуалов. Для этого подойдет время укладывания спать или момент пробуждения, или время принятия пищи; когда здороваемся, когда прощаемся, когда дети принимают ванну, когда происходит перемена времен года, в связи с днями рождения и каникулами.
Возможно, такие ежедневные процедуры в вашей семье уже созданы. Петь вместе в машине, танцевать после обеда, печь вместе пирожные в воскресное утро - все это ритуалы, если мы делаем это регулярно. Чем больше ритуалов, тем больше благоприятных возможностей для взаимосвязи.
Наполнение чаши любви детей поддерживает их чувство здорового уважения к себе, или, другими словами, любовь к себе. Чтобы любить других, нужно прежде всего любить себя. Многих из нас учили, что быть о себе высокого мнения - это самодовольство. Но мы выросли и учим детей любить себя на примере нашей любви к ним. Мы любим их, наблюдая за ними, принимая их такими, какие они есть, ценя их и проводя время вместе, чтобы упрочить нашу взаимосвязь.
Крылья здорового самоуважения
Родители многое делают для своих детей, чтобы дать им понять, что их любят. Однако детям нужно еще, чтобы их ценили. Все, что вы делаете для них, замечательно, но старайтесь побольше делать вместе с ними. В ходе взаимодействия малыши учатся приносить пользу другим людям, чувствуют себя компетентными и нужными.
Было время, когда дети помогали семье выжить. Теперь в нашем обществе этого нет. Работа, выполняемая большинством родителей сегодня, не требует помощи детей. В нынешнем обществе дети часто являются помехой - из-за них многие матери не могут работать за пределами дома.
Но дети могут выполнять полезную работу. Более того, они нуждаются в этом. Обычно дети не могут помогать родителям в их работе за пределами дома, поэтому очень важно, чтобы мы позволяли им и побуждали их принимать участие в домашних хлопотах. Они должны чувствовать себя востребованными и ценными.
Пусть ваш ребенок учится выполнять различные виды работ. Для этого требуется время. Вам придется отказаться от стремления достичь во всем совершенства. Конечно, нам проще сделать все самим, поскольку у нас есть опыт. Однако вооружитесь терпением и позвольте малышу оказывать вам посильную помощь. Чем чаще вы будете предоставлять ему эту возможность, тем скорее он сможет сделать реальный вклад в дело семьи.
Родители поручают детям какие-то домашние дела, чтобы научить их ответственности. Но дети не желают заниматься этим самостоятельно. Они хотят помогать, но только делая вместе с нами нашу работу. Мы наблюдаем совсем другую реакцию, когда предлагаем малышу: "Давай-ка займемся этим вместе".
Дети с удовольствием помогают нам готовить обед, мыть автомобиль, сажать растения в саду и сгребать опавшие листья. Те домашние дела, на которые взрослые смотрят как на работу, дети воспринимают как игру. Мы ориентированы на результат. Маленькие же дети ориентированы на процесс. Их восхищает такое волнующее занятие, как разбивать яйца и взбивать их вместе с мукой, и совсем не интересует то, что получается в итоге - готовые оладьи, которые можно съесть.
Почаще привлекайте детей к выполнению обязанностей взрослых. Это один из способов, позволяющий наполнять их чашу любви уверенностью в собственные силы. Каждый ребенок рождается с тем или иным даром: природным артистизмом, способностью к музыке, спорту, технике. Некоторые дети отдают предпочтение книгам или балету, с удовольствием возятся с домашними любимцами. Дети чувствуют, что их ценят, когда родители выказывают одобрение, подбадривают и создают благоприятные возможности для того, чтобы они могли заниматься тем, что им нравится. Таким образом мы даем им крылья здорового самоуважения.
Источник: Пэм Лео "Как создать теплые отношения с детьми".
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?
Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий, и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-х классов.
На вопрос: «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» — только 31% учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь, называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины, как телефон, телевизор (громкий звук).
Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащихся ответили «нет» — 53%, «да» — только 19%.
Также были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27%, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66%.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства, как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито, — можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
ПРИМЕРЫ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: «скажите», «произнесите» и т.д.
4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное, и т.д.
7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают, и т.д.
Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны два числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 х 4 + 6 —8 = 6) (устойчивость внимания).
10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
— Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
— По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был, и т.д.).
Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.
Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.
Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:
—Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
—Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
—Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.
Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.
Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.
Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»
Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.
ФЛАГ РОССИИ
В давние времена на Руси жили разные племена, народности, и у каждого племени был свой флаг. Флаг нужен был для того, чтобы люди отличали друг от друга в битвах, которые часто случались в те времена. А флагом тогда называли длинную палку, шест, к верхушке которого прикреплялись ветки деревьев или звериные шкуры. Такие флаги были очень тяжёлыми и неудобными. Поэтому когда люди научились делать ткани, шить одежду, они стали прикреплять к шесту кусочки материи разной формы и цвета. У одних народностей флаг был в виде жёлтого треугольника, у других - в виде белого квадрата...
На Руси самым красивым считался красный цвет, поэтому цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметен и ярок. В различных книгах по истории нашей Родины мы чаще всего встречаем красные флаги. На некоторых из них можно увидеть изображение Бога или святых людей.
В более поздние времена, когда все народности объединились в одно государство и Русь превратилась в большую, могучую страну под названием Россия, нужно было выбрать один, общий для всех флаг. Долго спорили между собой цари да генералы, каким должен быть российский флаг. И решили для флага взять три цвета - белый, красный и синий, которые издавна любят русские люди и которые чаще всего встречаются на Руси.
И с тех пор мы знаем этот флаг - бело-сине-красный - как флаг нашей страны, нашего Отечества. Знамя (флаг) стало драгоценной реликвией страны. 22 августа 1991 года, спустя 298 лет после своего первого появления, бело-сине-красный флаг стал вновь полноправным государственным флагом России, а 22 августа стало праздничной датой - Днём рождения Российского Флага.
Выбор цвета для флага связан с народным бытом, вкусом, проявлениями народной жизни, а также с природой России.
На Руси всё самое красивое называли красным: красная девица; красное солнышко; Красная площадь и пр.
Великороссийский крестьянин и в поле, и в праздник ходит в красной или синей рубахе, бабы русские рядятся в сарафаны также красные или синие. В понимании русского человека - что красно, то и хорошо, красиво. На этом основании сложилось много народных пословиц, например: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Велик звон, да не красен (не хорошо слово)», «Красное солнышко на белом свете чёрную землю греет» и др. А синий цвет - цвет бескрайнего неба и безбрежных русских рек.
Флаг - святыня и гордость нашего государства. Он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины. В период Великой Отечественной войны бойцы с флагом в руках шли в бой и, очищая страну от фашистских захватчиков, водружали его на самом видном месте. Этим они показывали, что город, село или деревня, захваченные врагом, отбиты. Флаги были пронесены по тем странам, которые освобождались нашими воинами. Флаг, как знамя Победы, был водружён на главном здании фашистского правительства, символизируя нашу Победу над гитлеровской Германией.
ГЕРБ ГОРОДА МОСКВЫ
У каждого российского города есть свой герб. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, об обычаях жителей. Рассказ ведётся на языке символов - сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Мы узнаём, чем славен город. На гербе Москвы, на фоне щита красного цвета изображён воин - всадник в синем плаще на белом коне. Воин копьём убивает змея, а конь топчет его копытами. Цвета - красный, белый, синий - цвета российского флага. Эти цвета на гербе Москвы означают, что Москва - русский город. Всадник на коне - это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву от врагов, то народ, оставшийся в городе, собирался в церкви и молился о победе. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам, и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы.
У Георгия - юный, одухотворённый и немного грустный лик; белый, как свет, конь; щит, как красное солнышко с семью лучами, восходит из-за спины героя. Змей же с зубастой пастью, из которой пышет пламя, сказочно страшен, как дракон.
Георгий - это свет Доброты и Знаний, змей - тьма Зла и Невежества. Добро побеждает Зло, Знания побеждают Невежество. Кто посмотрит на герб Москвы, тот сразу поймёт, что Москва побеждала и будет побеждать своих врагов.
Рассказывают: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребёнка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудовище. Конь растоптал змея. Этим всадником и был святой воин - Георгий Победоносец.
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА
Любить своего ребёнка — значит верить в него, верить в то, что у него всё получится. Когда родители видят в своих детях только недостатки, им трудно воспитать из них успешных людей. Если, например, вы убеждены, что ваш малыш беспомощен или, скажем, труслив, то это отношение будет проявляться во всём и только укрепит эту самую беспомощность и трусость. Никогда не давайте негативных оценок своему ребёнку, не позволяйте прижиться чувству неуверенности в его сознании и душе. Постарайтесь поддерживать в нём положительную самооценку. Чаще напоминайте ребёнку, что он обязательно справится со всеми трудностями, а вы ему в этом поможете.
Любви, говорят, нельзя научить. Просто ваш ребёнок должен чувствовать, что вы его любите, любите верно и самоотверженно. Не стесняйтесь говорить ему ласковые, добрые слова, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.
Ребёнок должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, дедушке — это прежде всего готовность отдавать, чем- то жертвовать во имя этой любви. Помните, что беззаветно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Внук будет скучать не. по той бабушке, которая дарила ему дорогие подарки, а по той, которой надо было помогать: вскапывать и полоть огород, ходить в магазин за продуктами и т. п. И маму особенно любит тот ребёнок, который привык заботиться о ней, помогать, который последнюю конфету разделит между всеми членами семьи.
Существуют крайности родительской любви:
- всё разрешать ребёнку, предоставлять ему полную свободу;
- всё делать за ребёнка, удовлетворять все его материальные запросы;
- неусыпно контролировать каждый шаг ребёнка, каждое его действие;
- постоянно выражать свои чувства к ребёнку, обнимать, целовать его;
- любить только за что-то: за успехи в школе, за какие- либо достоинства.
Не забывайте, пожалуйста, что всё вышеперечисленное может иметь отрицательные последствия для развития вашего ребёнка.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!
Любите ребёнка просто так, ни за что. Любите потому, что он есть, что он ваш ребёнок!
Как делать уроки?
Главное — найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность
(это могут быть игра-соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра-путешествие, моральное или материальное стимулирование).
Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребёнком распорядок дня и активно поощряйте за его выполнение; объясните ему, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.
- Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.
- Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.
- Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.
- Оговорите с ребёнком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы). Такой приём поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.
- Подскажите ребёнку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).
- Через каждые 15 минут делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.
- Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи маленькому ученику.
- Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.
- Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.
- Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребёнка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребёнок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!
- Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, с кем он дружит.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!
Если вы научите ребёнка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.
Что предпринять,
если ребёнок отказывается делать уроки?
Очень часто учителя слышат от родителей: «Ребёнка не заставить сесть за уроки. Каждый день из-за этого скандалы, слёзы. Во время выполнения домашних заданий он часто отвлекается, иногда обманывает, говорит, что ничего не задано...»
В чём тут дело?
Причин может быть несколько.
Во-первых: если ваш ребёнок отказывается заниматься каким-нибудь одним предметом, например русским языком, скорее всего он испытывает объективные трудности, связанные с изучением именно этого предмета. Чем быстрее вы выясните, что непонятно ребёнку, где у него пробелы, чем быстрее устраните их с помощью дополнительных занятий, тем легче он справится со своими отрицательными эмоциями по отношению к данному предмету. Помните: школьнику нравятся те учебные предметы, которые доступны для его понимания. Поэтому ваша задача — не допускать никаких пробелов в знаниях!
Во-вторых: иногда причиной отказа от выполнения домашних заданий является страх неудачи. Не всё получается в школе, дома мама постоянно ругается и кричит — страх мешает сосредоточиться, и от этого получается ещё хуже. Школьник на грани отчаяния, на грани нервного срыва. В такой ситуации ваша задача — не скупиться на любовь, запастись терпением. Помогайте сыну или дочери готовить уроки, добейтесь хотя бы незначительных успехов, чтобы ребёнок обрёл уверенность в своих силах.
В-третьих: некоторые дети, не садясь за уроки, тем самым пытаются привлечь к себе внимание родителей. Таким детям не хватает вашей любви. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что плохие отметки, непослушание — это способ вызвать беспокойство взрослых. Тут угрозы и наказания бесполезны. Обратите на своего ребёнка внимание, окружите его теплом и заботой, даже если вам кажется, что он получает их с лихвой.
В-четвёртых: обыкновенная лень, отсутствие чувства ответственности. Очень важно внушить ребёнку, что приготовление уроков — это его обязанность, даже, можно сказать, работа, что он учится не для мамы с папой, а для себя. Пусть несколько раз сходит в школу с невыполненным домашним заданием, почувствует последствия собственной безответственности. Это гораздо эффективнее, чем вы по сто раз в день будете напоминать школьнику про уроки. Главная задача - формирование положительного отношения к учебному труду, к процессу познания окружающего мира, развитие любознантельности дошкольника.
ВАШ РЕБЁНОК ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ
Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая готовность.Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.
Интеллектуальная готовность.Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность.Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность.С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?
Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.
Ребёнок должен знать:
•своё имя, отчество, фамилию;
•свой возраст и дату рождения;
•свой домашний адрес и номер телефона;
•название своего города, его главные достопримечательности;
•название страны, в которой он живёт;
•фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
•названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
•названия домашних животных и их детёнышей;
•названия некоторых диких животных и их детёнышей;
•названия зимующих и перелётных птиц;
•названия овощей, фруктов и ягод;
•названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.
Ребёнок должен уметь:
•различать предметы одежды, обувь и головные уборы;
•пересказывать русские народные сказки;
•различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
•свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);
•полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
•запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;
•различать гласные и согласные звуки;
•разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
•определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;
•хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);
владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;